Вкалывают роботы

Многие водители воспринимают автомобиль как продолжение своего тела, однако сами машины как будто все дальше стремятся уйти от этого симбиоза (или паразитизма?) к самостоятельности. Системам помощи, к которым мы только начали привыкать, уже недостаточно просто подсказывать ограничения скорости и предупреждать об опасности столкновения, показывать место для парковки или позволять видеть все вокруг с помощью обзорных камер. Они уже готовы взять на себя и выполнение наших желаний, и даже само управление.

На днях компания Visteon, отколовшаяся от Ford, похвастала разработкой новой информационно-развлекательной системы под названием HABIT, то есть «привычка». Если верить производителю, она настолько способна подстроиться под привычки и ежедневные традиции водителя, которые он и сам не всегда замечает, что сможет сама настраивать все системы машины соответствующим образом.

Каждый раз, когда вы едете на машине, вы совершаете кучу действий, подчас незаметных для себя: выбираете определенные радиостанции или музыку со съемных носителей, настраиваете климатическую систему и т. п. HABIT умеет следить за этими действиями, учитывая также время суток, скорость, погодные условия и т. д. И спустя какое-то время адаптации система будет выбирать по утрам новостные радиостанции, а вечером — релаксирующую музыку со смартфонами, включать подогрев сидений при определенной температуре в салоне, следить за телефонными звонками.

Уже существует прототип автомобиля с системой HABIT, и у 70% людей, испытавших ее в деле, остались довольны. Пожалуй, эта забота действительно трогательна. Только вот человек, в отличие от робота, склонен к смене настроений — хорошо, что если вместо классики захотелось послушать рок, можно самостоятельно выбрать музыку. Но многие функции машины начинают потихоньку перетягивать на себя…

Адаптивные круиз-контроли, автоматические парковщики, системы превентивной безопасности — эти удивительные вещи уже становятся привычными даже на гольф-классе. Но производители по-прежнему не рекомендуют полностью полагаться на системы — сбой всегда возможен. Более того, даже очень неплохо работающие «помощники» иногда не воспринимают впереди едущую машину как препятствие или слишком долго паркуют автомобиль собственными силами. Но работа по их усовершенствованию активно идет.

Например, представленный на днях новый Mercedes S-Class, как обычно, продемонстрировал немало инноваций. Впервые в мире в системе активной вентиляции сидений применяются реверсивные вентиляторы: чтобы избежать переохлаждения, система перенаправляет поток воздуха в обратном направлении. Камеры и радары стали «видеть» еще дальше, а новая трехмерная стереокамера может следить за общей ситуацией на дороге на расстоянии до 500 метров. Чтобы не слепить встречных водителей дальним светом, при приближении к ним закрывается часть светодиодов в передней оптике. Система предупреждения столкновений, которая раньше притормаживала машину при риске столкновения со впереди едущим автомобилем, теперь научилась следить и за машинами, которые приближаются перпендикулярно. Система не только замечает пешеходов по ночам — теперь и в городе — и пытается избежать аварии, но и предупреждает самих пешеходов морганием фар.

В переднеприводных новинках, построенных на платформе MFA, то есть седане CLA и хэтчбеке A-Class, немцы ввели еще одно новшество — машина может не только сама запарковываться, но и выезжать с этого места. Когда автомобиль окажется под достаточным углом для выезда, система ставит колеса прямо и отключается.

Один из лучших гонщиков в истории Михаэль Шумахер в настоящее время участвует в разработке автомобилей Mercedes-Benz, и по его словам, основная задача — как раз усовершенствование технологий, отвечающих за комфорт и безопасность «интеллектуального вождения». Пилот утверждает, что на треке он не раз полагался на технологии, и это было его преимуществом.

Производители заходят и с другой стороны — есть системы, которые оценивают не только дорожную ситуацию, но и физическое состояние самого водителя. Самые очевидные — системы слежения за усталостью водителя: от примитивных, которые ориентируются на время в пути, до сложных, учитывающих движения рулем, взгляд и т. д.

У Ford, например, имеется разработка под названием Driver Workload Estimator: с помощью датчиков температуры тела и монитора сердечного ритма на руле и сенсора дыхания на ремне безопасности система понимает, что водитель испытывает стресс. Чтобы облегчить обстановку, система может ограничить использование дополнительного оборудования, блокировать входящие звонки на мобильный телефон, усилить чувствительность систем предупреждения столкновений и т. д.

Подобными разработками занималась и BMW: используя данные с сенсоров на руле, измеряющие сердечный ритм, сопротивление кожи и насыщение крови кислородом, в случае плохого самочувствия, при возможности обморока или инфаркта включается предупреждающая сигнализация — в частности, это предназначено для пожилых водителей.

Большинство автопроизводителей премиум-класса предлагают на своих машинах предвестники автопилотов. Анализируя данные с камер и радаров, машины способны самостоятельно тормозить в потоке и даже трогаться.

Безусловный лидер в экспериментах с частичными автопилотами на серийных машинах — компания Volvo. Их машины способны самостоятельно двигаться в потоке и полностью тормозить перед препятствиями. Причем впервые в мире Volvo способна избегать наезда не только на пешеходов, но и велосипедистов — эта доработка была представлена на автосалоне в Женеве в марте 2013 года.

Все эти разработки уже вплотную приближают нас к полностью самостоятельным машинам. Задержки связаны скорее не с технологиями, а с юридической возможностью их применения. Так, в штате Невада в США приняли закон, разрешающий беспилотникам передвигаться по дорогам общественного пользования. Компания Audi, например, испытывала на его территории свой автопилот, работающий на основе лазерного сканера, и утверждает, что система готова к применению на серийных машинах. Сканер маленький, прячется в решетке радиатора, и скорее предназначен для машин, способных к самоуправлению в пробках, в то время как полноценные беспилотники используют большие сканеры, расположенные на крыше.

Такой, как у «гугломобиля» — это полноценные беспилотники, которые проехали почти 500 000 километров без аварий. В их основе — переоборудованные гибриды Toyota Prius, также имеется гибридный кроссовер Lexus RX 450h. «Гугломобили» самостоятельно передвигаются по миру (в кабине присутствует человек — он играет роль запасного водителя на случай поломки), делая снимки для панорамных карт Google.


Пусть до серийных беспилотников пока далеко, но системы предотвращения аварий действительно снижают количество ДТП — согласно статистике, на 27%.

Поэтому европейский комитет по безопасности Euro NCAP намерен включить «помощников» и «защитников» в свой рейтинг оценки безопасности автомобилей. Системы, снижающие риск столкновения с другим автомобилем, войдут в испытания с 2014 года, а системы, способные минимизировать риск столкновения с пешеходами, — с 2016 года. В общем, скоро без наличия этих систем автомобиль не сможет получить максимальные 5 звезд на краш-тесте. Оцениваться будет также наличие систем в базе или в качестве опции.

В рамках подготовки по переоценке рейтинга Euro NCAP исследовала наличие систем предотвращения столкновений на европейских автомобилях. Оказалось, что на 79% автомобилей, продающихся в Европе, эти системы недоступны. В лидерах, естественно, Volvo: системы являются базовыми для 58% моделей этой марки. Причем у Volvo есть все три типа систем — для движения по городу и трассе и для пешеходов. Также в лидерах Mercedes, Jaguar, Audi. Но если их наличие станет условием прохождения краш-теста, то они появятся хотя бы в качестве опции на всех европейских автомобилях к 2017 году.

Добавить комментарий