Венгерские пляски в жару

Себастян Феттель не сумел одержать свою первую победу в Гран-при Венгрии – последнем перед августовским отпуском этапе «Формулы-1». Достичь цели лидеру Red Bull помешали стартовавший с поул-позишн Льюис Хэмилтон на Mercedes, и воплотивший в жизнь смелую стратегию с двумя пит-стопами Кими Райкконен на Lotus.

Гран-при Венгрии стоит особняком во всем календаре чемпионата Формулы-1. Этот этап является единственным за семь недель. Три из них прошло с момента захватывающего дух Гран-при Германии, еще четыре предстоит ждать гонку в бельгийском Спа Франкоршам. Что делать, лето — пора отпусков. Командам «Формулы-1» с недавнего времени тоже положен отдых. Сразу после Гран-при Венгрии все базы будут опечатаны на 14 дней, после чего еще столько же будет посвящено подготовке к следующему этапу чемпионата.

В этой связи особенно хотелось увидеть зрелище, подобное спектаклю на Нюрнбургринге. Но нет, конфигурация Хунгароринга сводит к минимуму возможности борьбы непосредственно на трассе, и ставит на первый план стратегическую подготовку.

На протяжении всего гоночного уик-энда уже с утра столбик термометра уверенно переваливал за 30, стремясь к полудню к 40, и это в тени. В такое пекло лучше всего сидеть где-нибудь в бассейне и потягивать пина-коладу. Однако десятки тысяч людей предпочли такому праздному солнцепек трибун и окрестных выжженых солнцем холмов вокруг трассы. Нелегко приходилось и пилотам в их несгораемых комбинезонах и тесных кокпитах. Во время свободных заездов можно было регулярно услышать, как у кого-то из гонщиков подходил к концу запас питьевой воды. Капризные болиды тоже так и норовили перегреться.

В свободных заездах лучше других выглядели Red Bull и Lotus. В субботу к ним присоединились «серебряные стрелы», а вот Ferrari всю дорогу смотрелась неубедительно. Как и Marussia — болиды российской команды в условиях экстремальной жары оказались почти на секунду медленнее даже конкурентов из Caterham.


В квалификации очередные неприятности, как по заказу, случились с болидом №2. На RB9 Марка Уэббера отказал КЕРС, и едва ли не единственный конкурент Феттеля за поул-позишн чудесным образом устранился из борьбы. Зато Льюис Хэмилтон в финале квалификации проехал идеальный круг и опередил действующего чемпиона мира на 0,038 секунды. Третья, а стало быть, вторая на чистой траектории позиция досталась Ромену Грожану. Правда, француза едва не дисквалифицировали за несоответствие регламенту его переднего крыла, однако Lotus объяснили это повреждением при атаке поребрика и даже привели в качестве доказательства данные телеметрии, и Грожана решили не наказывать.

На старте закопался Феттель, и лидера чемпионата едва не проскочили Росберг и Грожан. Однако обе атаки Себастьян отбил жесткими смещениями в сторону конкурентов. Соперники предпочли убратьсяя с дороги Феттеля так поспешно, будто он был за рулем КамАЗа.


Потолкались на старте Росберг и Масса. У Ferrari оказалось повреждено переднее антикрыло, а немец видимых пробоин не получил, но был выпихнут с трассы и вернулся уже за пределами первой десятки. Для Ника гонка была тем самым безнадежно испорчена. Правда, его Mercedes все равно до финиша не дотянул бы – за шесть кругов до финиша полыхнул двигатель.

Первые круги прошли в постоянном давлении Феттеля на лидера. Казалось, еще вот-вот, и резина на машине Хэмилтона окончательно загнется, а Себастьян проедет вперед. Но к 10 кругу, напротив, отрыв между двумя лидерами даже вырос до двух секунд. «Хэм» улучил момент для посещения боксов и вырулил из них прямиком за бывшим партнером по команде Дженсоном Баттоном, который с самого старта выбрал более жесткие шины и планировал продержаться на них еще довольно долго.


Во многом тут-то и решилась судьба венгерского Гран-при. Льюис решительно пошел в атаку, а Дженсон не стал убивать гонку соотечественника, и пропустил того вперед. Выехавший из боксов точно туда же Феттель двумя кругами позже столкнулся с ожесточенным, но грамотным и расчетливым сопротивлением британца. Феттелю пришлось в какой-то момент даже подотпустить McLaren, т.к. висение на хвосте грозило перегревом болида. В этот момент на Себастьяна накатили Грожан с Алонсо, однако пройти лидера чемпионата им было не суждено.

После 20-го круга покрышки у Баттона уже серьезно износились, и Феттель вновь оказался на заднем антикрыле соперника. На этот раз шансов отбить атаку у Дженсона не было. В тот же момент, чтобы не терять времени за англичанином, с внутренней стороны прямой между 13-м и 14-м поворотами его попытался проехать и Грожан. Однако сделал это несколько топорно. Вариантов чистого торможения у Баттона не оставалось (либо контакт с Грожаном, либо торможение двумя колесами на песке с последующим вылетом), а еще сзади на них накатывал Фернандо Алонсо. Баттон предпочел идти до конца и допустил контакт, в результате которого повредил переднее колесо, благо до боксов было рукой подать, а пит-стоп так и так был не за горами. С Lotus Грожана на первый взгляд ничего не случилось, однако вскоре стало видно, как черно-золотистый болид периодически подбрасывает на ровном месте. Долго так тоже продолжаться не могло, и француз также поехал на пит-лейн.


За это столкновение, как и за инцидент на старте между Массой и Росбергом, судьи никого наказывать не стали. Так что Грожан продолжил поиски своего дежурного штрафа. Возможность отбыть его французу представилась, когда он вплотную подъехал к Фелипе Массе. Обгон он совершил красивый, но, вот беда, за пределами дорожного полотна. Чаша терпения комиссаров к этому моменту переполнилась, и они отправили Грожана на внеочередной проезд по пит-лейн. Наказание тем более строгое, что скорость на нем отныне, после инцидента с оторвавшимся колесом у Марка Уэббера, ограничена не 100, как раньше, а всего 80 километрами в час.

А еще за плохо прикрученные механиками колеса теперь будут отвечать пилоты, и наказание будет весьма жестким: 10 позиций на старте следующей гонки. Так, в Force India замешкались с задним левым колесом проводившего свою 100-ю гонку Сутила. Команда не спускала юбиляра с тормозов, пока не убедилась в том, что все нормально. Увы, но на Force India еще и с гидравликой оказалось не все в порядке, так что свой юбилейный Гран-при немец закончил намного раньше запланированного.


Кроме Сутила жертвами венгерской жары стал также Вальтери Боттас. Его Williams замер прямо в начале стартовой прямой. Не добрался до финиша и Эстебан Гутьеррес. А за пять кругов до конца гонки в боксы безвозвратно зарулила и вторая Force India Пола ди Ресты.

Обилие сходов позволило финишировать на высоких 14-17 местах Caterham и Marussia. Правда темп и зеленых, и красно-черных машин был едва ли не прогулочный. На 70 кругах дистанции Пик и ван дер Гарде уступили лидеру два, а Бьянки и Чилтон все три круга.

В лидирующей группе все было куда более плотно. Феттель в очередной раз оказался позади Баттона после своего второго пит-стопа и в очередной раз столкнулся с определенными сложностями при атаке на McLaren. Его основной соперник же, напротив, в силовой манере разрулил в свою пользу ситуацию с борьбой Алонсо и Уэббера.


Пока Хэмилтон уверенно расчищал себе дорогу к победе, другой чемпион мира пробирался на подиум скользкой окольной тропой. Кими Райкконен и Марк Слейд избрали на гонку смелую стратегию двух пит-стопов, и вскоре выяснилось, что финн вполне способен решить эту задачу и финишировать в тройке лидеров, стартовав с шестого места.

Кими старался как мог, но выехавший прямо позади финна Себастьян Феттель, казалось, должен был одержать победу в этой борьбе. До финиша оставалось 14 кругов, а резина на Red Bull была намного моложе. Но Райкконен продемонстрировал все свое мастерство и удержал Феттеля позади себя. За полтора круга до финиша Себ даже пожаловался команде на излишне жесткую оборону своего партнера по игре в бадминтон, хотя, по большому счету, ничего криминального Кими в этой дуэли себе не позволял.

Так и финишировали вроде бы друзья и возможно будущие партнеры по команде друг за другом. Причем Райкконен не стал доезжать круг почета, а припарковал свой бездыханный Lotus прямо за финишной чертой.

Сзади их обоих должен был бы подпирать Уэббер. Во всяком случае, план его штаба состоял именно в том, чтобы навязать Феттелю и Райкконену серьезную борьбу. Марк получил приказ атаковать, что есть мочи, в комплекте со свежими мягкими шинами на последние 10 кругов. Однако его Red Bull ехать с невероятной прытью отказался. Так и финишировал австралиец в нескольких секундах позади своего партнера по команде.

Алонсо удержался впереди потенциально самого быстрого, но слегка неуравновешенного Грожана. Седьмым к финишу привез свой McLaren MP4-28 Баттон. Возгорание мотора у Росберга позволило подняться на десятую зачетную строчку Пастору Мальдонадо. Есть первые очки в сезоне для Williams!

Теперь почти весь август мир Формулы-1 будет жить ожиданиями и слухами. Кто станет партнером Феттеля на сезон 2014 в Red Bull? Останется ли Масса в Ferrari еще на год? Будет ли McLaren дорабатывать свой не самый удачный болид 2013 года или сосредоточится на разработке машины следующего года? Насколько масштабным окажется российское участие в спасении команды Sauber? Возможно, что-то прояснится уже к гран-при Бельгии, который стартует на легендарной трассе Спа через четыре недели.

Илья Данилов

Добавить комментарий